Моск. время: 22:17 02-12-2024 Monday

Исторический музей

Исторический музей

Разделы

Достопримечательности
Музеи
Театры
Концертные залы
Банки
Магазины
Защита потребителя
Трудоустройство

Наши сервисы

Регистрация
Новости сервера
Наши рейтинги
Реклама
Голосования
Наши кнопочки
Забыли пароль?

Виртуальные побратимы

Черноголовка
Ростов-на-Дону
Новосибирск
Ижевск сегодня
Курск
Саранск online

Архивы сайта

  • Выставки и новости музеев
  • Новости театральной жизни
  • Музыкальные новости
  • Клубные новости
  • Новости кино
  • Вкусные новости
  • Новости Сервера
  • Новости Сервера
  • Объявления - Автотранспорт
  • Объявления - Трудоустройство
  • Объявления - Недвижимость
  • Объявления - Бытовая техника
  • Объявления - Спорт, туризм
  • Все Объявления
  • Карта Сервера


  • Музей-усадьба <Останкино>
    Музей-усадьба <Останкино>

       Среди прославленных подмосковных усадеб Останкино занимает особое место, представляя одну из вершин русской культуры XVIII столетия. Эпоха Просвещения призывала дворянство к служению высоким целям, среди которых занятия науками и искусствами почитались равными государственным и ратным доблестям. Это вызвало к жизни появление нового типа аристократического особняка - своего рода "дворца-храма", "дворца-музея".

       Последовательнее всего он был разработан в проектах архитектора И.Старова, одна из лучших работ которого - Таврический дворец - величалась "русским Пантеоном". Высшей точкой развития этого типа дворца стал другой "пантеон" - "дворец искусств", задуманный графом Н. П. Шереметевым в центре Москвы на Никольской улице, но воплощенный лишь в Останкине при участии того же И.Старова, архитекторов В.Бренны и Ф .Кампорези, а также крепостных зодчих П.Аргунова, А.Миронова и Г.Дикушина. Строительные работы продолжались в Останкине с 1792 г. по 1798 г., в несколько этапов, в результате которых пристроенные к деревянному зданию театра фойе бельэтажа, симметрично расположенные Итальянский и Египетский павильоны и галереи, связавшие новые постройки с ранее существовавшими, составили П-образный в плане дворец.

       Разновысокие объемы дворца оживляют, но не лишают классицистической строгости его композицию, не нарушенную и после разборки в 1830-е гг. Старых хором и Гостиного флигеля.

    Египетский павильон

       Композиционным и смысловым центром дворца стал театр - решение, не имеющее аналогов в истории европейской архитектуры. Его главенствующее положение - конкретно, в Останкинском дворце и, символически, в иерархии искусств эпохи Просвещения, - подчеркивается средствами архитектуры.

       Три торжественных портика главного корпуса подняты на высокий рустованный цоколь. Центральный из портиков, шестиколонный, коринфского ордера, увенчан фронтоном, а, главное, - высоким видимым издалека бельведером. На бельведер должна была быть водружена статуя Аполлона, покровителя искусств. Будь этот замысел осуществлен, она стала бы символом утверждения идеи "храма искусств". Стены дворца окрашены в "цвет утренней зари" - аполлонов цвет. На этом фоне

    Верхняя наугольная
    легко читаются стройные белые колонны, лепные барельефы работы Ф.Гордеева и круглая скульптура в нишах, объединенные сюжетами танцев и веселья.

       Обращение классицистической архитектуры к античным формам и образному языку древности, как и всякое подобное повторение, имеет сценический, декорационный оттенок, перекликающийся с характером дворца.

       Идее "храма искусств" соответствует оформление интерьеров дворца в "новом вкусе", как назвал Н. П. Шереметев воплощенную в Останкине оригинальную театрализованную версию классицизма. Она построена на театральных по своей природе контрастах: цвета и света, обилия позолоты, разнообразных светильников, роскоши предметов убранства и применения бутафории в оформлении. Стабильность геометрически правильных форм, свойственных интерьерам классицизма, противоречит трансформации пространства: иллюзорно - зеркалами и реально - превращением театра в бальный зал.

       Парадные залы, ставшие в этом дворце одновременно и театральным фойе, и галереями живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, разнообразием впечатлений готовили к восприятию спектакля. Останкинская

    Картинная галерея
    сцена стала самой большой из имевшихся у Н.П.Шереметева и позволяла ставить современные оперы западноевропейских и русских композиторов.

       В Останкине театрализованный мир "дворца искусств" гармонично сочетался с образом усадьбы, каждая из которых по правилам эпохи моделировала свой обособленный, во многом условный, идеальный мир. Дворец почти в полной мере сохранил первоначальный вид своеобразно решенных интерьеров в комплексе с подлинными предметами убранства и редкими по красоте и качеству коллекциями (осветительных живописи, скульптуры, фарфора), находящимися на местах, которые они занимали в конце XVIII в. Ведущиеся музеем реставрационные работы призваны вернуть всему ансамблю усадьбы целостность и гармонию его первозданного облика.


    "Намерен в Останкине я строить театр..."

       - объявил граф Николай Петрович Шереметев своему управителю 13 февраля 1790 года. Этим повелением начинается история Останкинского театра. Первый проект

    Вид на Сцену
    Останкинского театра
    театра, разработанный крепостным архитектором А.Ф.Мироновым, был усовершенствован русским зодчим И. Е. Старовым, принимавшим, наряду с Ф.Кампорези, В. Бренной и П.Аргуновым, активное участие в проектировании Останкинского дворца.

       Строительные работы начались в январе 1791 года и к весне Н.П.Шереметев уже имел новую сцену. Театральный зал в Останкине был спроектирован по образцам лучших европейских театров XVIII века. Зрительный зал в форме подковы обеспечивал хорошую видимость со всех мест и превосходную акустику. Небольшой, уютный, оформленный в голубых и розовых тонах, он мог вместить до 250 зрителей. Сцена получила в глубину 22 метра (при ширине 17м) и стала одной из самых больших в России того времени. Ее обслуживали нижнее машинное отделение (трюм) и верхнее, двухъярусное, частично сохранившее свое оборудование до наших дней. Новая сцена позволяла Н. П. Шереметьеву

    Виолончель. 1814 г.
    Мастер И.А. Батов
    осущестелять постановки, изобиловавшие массовыми действиями, быстрыми переменами декораций и разнообразными эффектами.

       Оригинальной особенностью Останкинского театра стала возможность его быстрой трансформации в бальный зал, "воксал", в виде которого он и дошел до нас. Парадные помещения первого и второго этажа дворца, оформленные как галереи живописи, графики, скульптуры, выполняли роль театральных фойе. На останкинской сцене выступала прославленная крепостная труппа графов Шереметевых.

       Торжественное открытие театра состоялось 22 июля 1795 года. Представляли

    Анфилада фойе бельэтажа
    лирическую драму "Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила". Автор стихотворного текста Павел Потемкин, писатель и генерал-аншеф, героически проявил себя в штурме твердыни. Музыка, к сожалению до нас не дошедшая, принадлежала известному композитору Осипу Козловскому.

       Большую часть гостей составляли участники взятия крепости. Декорации быстро сменяли одна другую. Особенно впечатляюще была поставлена сцена штурма Измаила: под грохот пушек и сверкание молний стены крепости рушились на глазах у пораженных зрителей. Роль полковника российского войска Смелона исполнял ведущий актер Петр Смагин. Партию красавицы турчанки Зельмиры - первая певица Прасковья Ковалева, по сцене Жемчугова.

       В массовых действиях до семидесяти актеров заполняли сцену. Постановка стала ярким зрелищем, подлинным праздником для ума, зрения и слуха.

       В восторженном стихотворном отклике на премьеру неизвестный автор благодарил Н. П. Шереметева, который, по его словам, "всю славу россиян умел изобразить" и "победителей заставил слезы лить". Следующая серия спектаклей состоялась в Останкине весной 1797 года. Принимали императора Павла I и. чуть позже, польского короля Станислава Августа Понятовского. Гостям показывали комическую оперу знаменитого французского композитора А. Э.Гретри "Сомнитские браки" с Жемчуговой в главной роли.

       Последнее десятилетие XVIII столетия стало самым ярким периодом в истории усадьбы Останкино. В начале XIX века труппа была распущена. Шереметевы, владевшие Останкиным до 1917 года, деятельности театра не возобновляли. В 1918 году Останкинский дворец стал музеем, но театр продолжал безмолвствовать. Только в 1988 году вновь начались спектакли: музей приступил к восстановлению репертуара шереметевского театра.

       Реставрационные работы, начавшиеся во дворце, на время приостановили эту работу. Отмечая двухсотлетие Останкинской премьеры, мы надеемся на то, что реставрация вернет деревянному дворцу былую крепость, актеры вновь будут выходить на сцену, и дух театра оживет в этих стенах единственного в России и одного из немногих сохранившихся в Европе театрального здания ХVIII века.


    Адрес музея: ул. 1-я Останкинская, д.5а
    Телефон: 283-4645
    WWW: О музее-усадьбе на сайте www.museum.ru

    День за днем

    Анекдоты :-)
    Афиша
    Карта Москвы
    Поздравляем