Моск. время: 11:06 18-11-2017 Суббота

Даниловский монастырь

Даниловский монастырь

Разделы

Достопримечательности
Музеи
Театры
Концертные залы
Банки
Магазины
Защита потребителя
Трудоустройство

Наши сервисы

Регистрация
Новости сервера
Наши рейтинги
Реклама
Голосования
Наши кнопочки
Забыли пароль?

Виртуальные побратимы

Черноголовка
Ростов-на-Дону
Новосибирск
Ижевск сегодня
Курск
Саранск online

Архивы сайта

  • Выставки и новости музеев
  • Новости театральной жизни
  • Музыкальные новости
  • Клубные новости
  • Новости кино
  • Вкусные новости
  • Новости Сервера
  • Новости Сервера
  • Объявления - Автотранспорт
  • Объявления - Трудоустройство
  • Объявления - Недвижимость
  • Объявления - Бытовая техника
  • Объявления - Спорт, туризм
  • Все Объявления
  • Карта Сервера

  • Музыкальные новости

    27/02/2002
    Россия-Германия: страницы музыкальной истории

    Самое неприятное, что может случиться с историком искусства, - это получить заказ на систематизирование всех течений, направлений и тенденций ХХ века. Тут не помогают ни профессионализм, ни идейно-политическая честность, ни четкие эстетические критерии, ни отказ от всяческих критериев, ни медитация, ни психоанализ, ни честное признание собственных комплексов и дурного воспитания. Все равно получается какая-то ахинея. Это мы все хорошо знаем по опыту подразделения Третьяковской галереи на Крымском Валу. Еще не родился тот гений, которому удалось бы примирить в пределах одной экспозиции "Черный квадрат" Малевича с "Двумя вождями" Герасимова.

    С музыкой все еще запутаннее. Там вместо официозного Герасимова - великий Шостакович, который своей нынешней популярностью переплюнет любого авангардиста ХХ века, будь он хоть самый главный скандалист Карлхайнц Штокхаузен. Никак не получается игнорировать то неудобное обстоятельство, что самым успешным композитором прошлого века оказался послушный советский гражданин, в авангардистских ересях если и замеченный, то сразу исправившийся, Герой Соцтруда, лауреат соответствующей премии, член партии с 1960 года. Ей-богу, в голову приходит кощунственная мысль: не было бы Шостаковича - было бы легче. Разложили бы их всех на хороших авангардистов и плохих традиционалистов - и ладно.

    Композитор и консерваторский профессор Владимир Тарнопольский, затеявший в стенах родного заведения грандиозный двухгодичный 17-концертный цикл по музыкальной истории ХХ века, придумал более хитрый ход. Шостаковича он не убрал, но нейтрализовал - выстроив к истории русской музыки параллельный сюжет из немецкой истории. С внутренних разборок переключил наше внимание на значительно более увлекательные поиски аналогий в культурах двух стран. "В истории наших стран действительно было много параллелей, - объясняет Тарнопольский свою задумку. - У нас революция - у них революция (к счастью, неудавшаяся). У нас диктатура - у них диктатура. Запрещенное направление в искусстве существовало и там и там. У них в 30-40-е годы практически все композиторы из страны уехали - и у нас в 90-е из России выехало не меньшее количество".

    В музыке, пожалуй, никто еще раньше не осуществлял столь масштабной систематизации. Тарнопольский с гордостью рассказывает, что в Германии составление подобного цикла концертов было бы приравнено к докторской диссертации.

    Регулярность концертов - примерно раз в месяц. У каждого - своя тема. Например: "Между пением и мелодекламацией", "Неоклассицизм", "Инструментальный театр", "Новая религиозность". Под эту тему подобраны сочинения разной степени качества и известности (иногда очень редкие, и в них - самая большая ценность затеи). Единственное ограничение: для их озвучивания должно хватить камерного консерваторского ансамбля "Студия новой музыки". Открывает цикл "Конструктивизм 20-х годов" - концерт, наиболее лестный для отечественной музыки. В те годы она по всем показателям опережала немецкую. У нас буянили молодой Прокофьев и целая куча урбанистов-экспериментаторов, а у них - один Хиндемит. Дальше рука об руку пойдут додекафонисты Ефим Голышев и Арнольд Ш нберг, поклонники мелодекламации Игорь Стравинский и Ханс Эйслер, фольклористы Карл Орф и Родион Щедрин, представители "второй волны авангарда" Андрей Волконский и Карлхайнц Штокхаузен, любители джаза Дмитрий Шостакович и Карл Хартман.

    Шостакович, как и любой другой, просто встает рядовым членом в длинный список разновеликих персонажей. Все равны, все хороши, все интересны, все двигают искусство - в соответствии с новейшими модными тенденциями. А о той неприятности, что в Германии не было фигуры, равной Шостаковичу, как-то само собой забывается - ведь за неимением двойника и оригинал не так интересен.

    Концерт академической музыки состоится 1 марта в Рахманиновском зале московской Консерватории. Начало концерта в 19:00.





    День за днем

    Анекдоты :-)
    Афиша
    Карта Москвы
    Телефонная книга
    Поздравляем