Территория "Южного Тушино" издавна была заселена людьми. Археологи нередко находят на территории района предметы, относящиеся к палеолиту - древнему каменному веку - топоры и ручные рубила из камня. В третьем - начале второго тысячелетии до нашей эры на территории округа находились неолитические стоянки.
Начиная с IX - X веков эти земли заселяются славянами. Наряду с сельским хозяйством жители этих мест издавна занимались торговлей. Этому способствовало исключительно выгодное положение местности, расположенной на пересечении торговых путей.
Название возникшего в XV веке села Тушино связано с прозвищем младшего сына одного из бояр Дмитрия Донского И.Р. Квашни - Василием Туши. Он был основоположником рода Тушиных.
В XVI в. село Тушино перешло во владение Троице-Сергиева монастыря.
Начало XVII века принесло страшные бедствия для русской земли. Более двух лет свирепствовал жестокий голод, вызванный неурожаем.
Вспыхнувшие во многих местах голодные бунты переросли в гражданскую войну, в которой слилось недовольство значительной части дворян и бояр политикой Бориса Годунова и последующих самодержцев. и борьба крестьян против наступавшего закрепощения, и вторжение польско-литовских интервентов при участии украинского и донского казачества. Используя обстановку всеобщего недовольства боярским царем Василием Шуйским, польский ставленник, Лжедмитрий II с помощью польских отрядов и восставшего против Шуйского казачества двинулся к Москве.
1 июня 1308 г. войско самозванца подошло к Москве и остановилось в селе Тушино. Однако "Тушинский вор" и его окружение не решались штурмовать столицу. Было решено организовать осаду Москвы. В этих целях на Тушинском поле был создан укрепленный лагерь самозванца.
В Тушине была создана своя боярская дума во главе с М.Салтыковым и Д. Трубецким, был избран и свой патриарх - захваченный в плен ростовский митрополит Филарет Романов. Таким образом в России в течение двух лет существовало двоевластие, два правительство и две столицы - Москва и Тушино.
Тем временем польский король Сигизмунд напал на Россию. Его уже перестали устраивать ставленники на русском троне, он рассчитывал сам занять этот трон. В среде сторонников Лжедмитрия начались раздоры. В декабре 1309 г. Лжедмитрий тайно бежал из Тушино в Калугу. Большая часть казаков вскоре ушла вслед за ним. Остатки обитателей тушинского лагеря, промышлявшие грабежом, были изгнаны из лагеря войсками М.В.Скопина-Шуйского.
Монастырская вотчина, разграбленная и уничтоженная интервентами, долго не могла оправиться после разгрома. Но уже в 1623 г. Тушино вновь числится сельцом.
Мощный импульс развитию отечественной промышленности дали в начале XVIII века реформы Петра I. Паровой двигатель еще не был тогда известен. и многие мануфактуры использовали в качестве двигателя энергию падающей воды. Небольшая река Сходня оказалась весьма подходящей для данного типа предприятий. В XIX веке на месте первых мануфактур появляются фабрики. Богатый московский купец П.И.Рыбников построил в самом начале XIX века крупную сукновальню на Сходне. Возникают и другие предприятия.
Со второй половины XIX века наряду с предприятиями Сувировых, Белишевых возникают фабрики Н.Третьякова, О.Рамбоя, Альтшуллера.
Одним из крупных предприятий была фабрика В.Н. Сувирова. На ней работало до тысячи человек. В 1912 году фабрика в связи с экономическим трудностями закрылась. В 1915 году в ее цехах развернулось производство кабеля. Сюда из Риги был эвакуирован завод "Проводник". Летом 1918 года предприятие было национализировано и получило название - Государственный завод резиновой промышленности ╧ 5. Вскоре после национализации предприятия, пожар уничтожил склады с сырьем и готовой продукцией. Многие рабочие ушли в Красную Армию или разъехались на родину. В январе 1919 года завод "Проводник" был законсервирован, и производство на нем больше не возобновлялось.
Пустующие корпуса бывшего завода "Проводник" ожили в 1928 году в связи с размещением в них нового предприятия - трикотажной фабрики, оснащенной оборудованием, закупленным в США. Она вступила в строй в 1929 году и получила название Тушинской чулочной фабрики. Освоив впервые в стране новую технологию, фабрика стала крупнейшей в своей отрасли. Уже в начале 1930 годов на ней трудилось более 4000 рабочих. Вскоре вокруг фабрики разрослась жилая застройка. В 1939 году решением ВЦИК образован рабочий поселок Трикотажный.
Тушинская чулочная фабрика и поселок вошли в город Тушино в 1944 году, когда он был выделен из Красногорского района и получил статус города областного подчинения.
После революции на территории Тушино возникают крупные промышленные предприятия. При этом меняется "производственный профиль" района. В 1931 году рядом с деревнями Захарково и Алешкино строится аэродром ГВФ, а весной 1932 года развернулось строительство авиационного завода неподалеку от аэродрома.
На месте лесов и болот вырос большой барачный поселок, размещавший и строителей, и рабочих строящегося завода. Работы начались весной 1932 года, а через 3,5 месяца были возведены пятиэтажные корпуса авиационного завода.
В 1933-1935 гг. завод осуществлял производство цельнометаллических самолетов "Сталь-2" и "Сталь-3" впервые с использованием сварных конструкций из нержавеющих сталей. Эти шестиместные самолеты использовались на линии Москва-Нижний Новгород. Однако приближалось война и завод, получивший номер 82, переводится на военную продукцию. В 1936-1941 гг. предприятие наладило выпуск истребителей "ДИ-6", "Як-1", "Як-4", "АНИТА-1".
Важным событием в истории Тушино стало строительство канала Москва-Волга и создание Химкинского водохранилища. Первые строители пришли сюда в 1932 году. На территории района строился канал, деривационный канал и многие другие сооружения, возводившиеся заключенными. Канал был пущен в строй 1937 году.
Начавшаяся Великая Отечественная война резко изменила жизнь подмосковного городка. В конце 1941 года заводы были эвакуированы на Восток. Однако уже в 1942 году авиационный завод возобновил работу. Его задачей становится обеспечение фронта истребителями "Як-7" и "Як-9". Всего за четыре года войны удалось построить более 1500 боевых самолетов.
После войны Тушинский завод продолжал выполнять оборонные заказы, Он наладил выпуск бомбардировщика "Ту-2". Но одновременно разворачивает выпуск и мирной продукции - троллейбусов "МТБ-82", двухвагонных трамваев, товаров народного потребления. В частности, большую популярность у молодых родителей завоевали выпускаемые в Тушино детские коляски.
В 50-е - начале 60-х годов Тушинский машиностроительный завод выпускал экскаваторы "Беларусь", жатки и другое оборудование для сельского хозяйства, аэросани и другие изделия. Одновременно завод принял активное участие в переоснащении воздушного флота СССР реактивной техникой. Был освоен и развернут выпуск новейших видов оборонной техники (разработки главных конструкторов С.Я. Лавочкина, А.Н. Туполева, А.И.Исаева, Д.Д. Севрука, А.И.Привалова, И.И.Катукова). В 1966 году началось производство самолета "Т-4" разработки ОКБ П.О. Сухого. Этот истребитель имел скорость, равную трем звуковым. По многим параметрам эта машина и до сих пор осталась непревзойденной.
В 1975 - 1982 году завод участвовал в модернизации самолетов "МИГ-23", выпускал топливные отсеки самолета и крылья. Одновременно выпускалась сельскохозяйственная техника и товары народного потребления.
Следующий этап жизни завода связан с созданием космического челнока "Буран", который собирался в цехах предприятия, и был успешно испытан в 1988 году. Однако эта космическая программа дальнейшего развития не получила.
Расширение производства потребовало строительства жилых кварталов для его работников. В сороковые - начале пятидесятых годов на левом берегу канала на месте деревянных изб деревни Тушино выросли пятиэтажные дома "сталинской" архитектуры. Их первыми строителями стали немцы-военнопленные. Строили дома этого типа и военные строители. В пятидесятых годах - начале шестидесятых годов большая часть территории района была застроена типовыми пятиэтажками из кирпича, а также из панелей. Эти дома строили крупные промышленные предприятия района для своих работников. В семидесятые, начале восьмидесятых годов на отдельных, не застроенных ранее участках выросли многоэтажные блочные дома. В связи с окончанием массового строительства население района стабилизировалось.
Таким образом основная территория района "Южное Тушино" формировалась в сороковых-пятидесятых годах как подмосковный рабочий поселок для работников двух оборонных предприятий, связанный со столицей электричками и трамвайной линией до Сокола. В 1960 году Тушино было включено в состав "Большой Москвы". Однако черты заводского поселка, несколько изолированного от центральной части столицы, "Южное Тушино" сохранило на долгие годы, и некоторые из этих черт проявляются до настоящего времени. Социальная инфраструктура, социокультурная среда ориентирована здесь на работников предприятий (заводские клубы , спорткомплексы, фабрики-кухни, выездная торговля на предприятиях, профессиональная подготовка молодежи, шефская помощь заводов местным школам и т. д.).