|
Андрей Рублев (Около 1370 - 1430) Спас. Около 1394 г. 158x106. Икона из Звенигородского чина. Государственнная Третьяковская Галерея.
  Иконы Звенигородского чина издавна привлекали внимание исследователей. Искусствоведы установили, что "...поясные иконы "Спаса", "Архангела Михаила" и "Апостола Павла" - несомненно из древнего деисусного чина Успенского на Городке собора" (И.Э.Грабарь). Интерес вызывает сама иконография поясного изображения, как одного из типов складывавшихся в это время иконостасов. Только в формах поясного чина и в иконах такого большого размера стал возможным характерный акцент на лике, где осмыслена каждая линия, каждая деталь. Иконы поражают удивительной глубиной и ясностью характеристики образов, чистотой стиля и совершенством выполнения. Одна из ранних совместных работ Андрея Рублева и Даниила Черного - Звенигородский чин - выдвинула их на положение великих мастеров иконописи. Их работы служили образцами для подражания многочисленным иконописцам, как их современникам, так и иконописцам следующих поколений.
  Андрей Рублев не раз возвращался к образу Спаса. Наряду с образом Богоматери это был его любимый образ. На всех иконах Андрей Рублев облекает Христа в блистающие золотом одежды. Рублев вкладывал в создание образа Спаса все свои душевные силы.
  Икона "Спас" из Звенигородского чина свидетельствует о высоком уровне мастерства живовописца и производит сильное впечатление. Последнее десятилетие XIV века является временем зрелости таланта Андрея Рублева. Горделивая осанка Спаса Звенигородского чина, голова с пышной шевелюрой на мускулистой шее позволяют передать сущность образа: царственное величие и силу духа. Андрею Рублеву удалось выразить необыкновенную глубину, сложность и многогранность образа Спаса. Этому облику суждено было стать идеалом для русских иконописцев, последователей Андрея Рублева.
| |