Государственная Третьяковская Галерея
[ENGLISH VERSION]
   
История художественного музея - Государственной Третьяковской
Галереи - началась 31 августа 1892 года: известный московский коллекционер,
купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков обратился в Московскую
городскую думу с предложением подарить городу знаменитую к тому времени
картинную галерею.
   
В начале 20 века Третьяковская Галерея становится одним из крупнейших
художественных музеев России и Европы. Она пополнилась произведениями как
нового, так и старого русского искусства. В состав галереи влился ряд малых
московских музеев: Цветковская галерея, Музей Иконописи и живописи имени
И.С. Остроухова, Картинная Галерея Румянцевского публичного музея.
   
Собрание Третьяковской Галереи насчитывает сейчас более 100 тысяч
произведений искусства и делится на несколько исторических разделов:
- древнерусское искусство XI - XVII веков - иконы, скульптура, мелкая пластика,
произведения прикладного искусства;
- живопись XVIII - первой половины XIX столетий ;
- русская графика XVIII - начала XX веков - рисунок, акварель, пастель,
гравюра;
- русская скульптура;
- коллекция старых рам, мебели, прикладного искусства;
- и огромный раздел живописи XX века, скульптуры и графики, размещенной
в помещении на Крымском валу.
   
Коллекция произведений древнерусского искусства - одна из самых
уникальных в мире по количеству и качеству собранных и сохраненных
экспонатов. Ценнейшей частью коллекции древнерусского искусства
являются иконы XI - XIII веков, древнейшего, домонгольского периода
в истории русской культуры:
"Богоматерь Владимирская"
( привезена на Русь из Византии),
"Благовещение Устюжское",
"Богоматерь Великая Панагия",
"Богоматерь Толгская",
"Дмитрий Солунский".
Происхождение этих икон
исследователи связывают с развитием древнерусских художественных школ
в Киеве, Новгороде, Владимире, Ярославле, Суздале.
АНДРЕЙ РУБЛЕВ ( Около 1370-1430 )
Троица
Дерево, темпера. 142x114 |
  Крупнейшим центром древнерусского искусства XV - XVI веков
стало Московское княжество. Его расцвет связан с деятельностью таких
выдающихся иконописцев, как Феофан Грек (выходец из Византии),
Андрей Рублев и Дионисий. Андрей Рублев без преувеличения был самым
прославленным живописцем Древней Руси. Его знаменитая
"Троица",
которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи,
посвященная памяти великого поборника единства Русской земли
Преподобного Сергия Радонежского, стала воплощенным символом идеалов
духовного единения, всеобщей любви и готовности к самопожертвованию.
   
С начала XVIII века, вместе с эпохой Петра I, русское искусство утрачивает
прежнюю почти религиозную направленность и приобретает отчетливо выраженный
светский характер. Средневековое плоскостное изображение уступает место
воспроизведению трехмерного мира. Наибольшие достижения русской живописи
XVIII века связаны с жанром портрета. Первые работы русских портретистов
XVIII века появились еще при П.М. Третьякове и его последователях: но
коллекция в ее нынешнем виде сформировалась в основном в послереволюционные
годы, в период разрушения дворянских поместий.
В.Л. БОРОВИКОВСКИЙ ( 1757-1825 )
Портрет Марии Ивановны Лопухиной Холст, масло. 72x53.5 Фрагмент
| |
Живописная коллекция работ XVIII века в Третьяковской галерее - одна из лучших
по качеству собранных в ней произведений. Работы портретистов Ф.С. Рокотова,
Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского составляют славу русского искусства.
На фоне русского искусства первой половины XIX века выделяются две фигуры
первой величины - К.П. Брюллов и А.А. Иванов. В Третьяковской галерее находится
наиболее известное полотно А.И. Иванова - "Явление Христа народу". Наивысшие
достижения русской живописи конца XIXвека связаны с деятельностью художников,
входивших в состав Товарищества передвижных выставок. В творчестве крупнейших
мастеров этого времени И.Е. Репина и В.И. Сурикова передвижнический реализм
получил давно желаемое воссоединение "правды" и "красоты". В Галерее находятся
настоящие социальные эпопеи на темы русской действительности И.Е. Репина -
"Бурлаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", ряд жанровых картин.
Среди мастеров русской живописи конца XIX века рядом с Репиным и Суриковым
следует назвать В.М. Васнецова и Н.Н. Ге. В.М. Васнецов воссоздал в своих картинах
образы народных сказок и героических преданий ("Аленушка", "Богатыри").
Самым оригинальным мастером русского искусства рубежа столетий был
М.А.Врубель - художник-символист , обращавшийся в своем искусстве к
фантастическим темам: его волновали образы гордого духа зла Демона,
таинственного лесного духа Пана ("Пан", 1899 г.).
Искусство начала XX века представлено в Третьяковской галерее достаточно полно.
Здесь можно найти характернейшие живописные и графические работы очень
влиятельной в начале XX века группы, объединявшейся вокруг редакции журнала
"Мир искусства" - А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, М.В. Добужинского, Е.Е. Лансере,
З.Е. Серебряковой, И.Е. Грабаря, и других - с их утонченной стилистикой и
ретроспективным интересом к европейской и русской культуре XVIII века;
объединения "Голубая роза" и близкого к ней "Золотого руна" - П.В. Кузнецова,
М.С. Сарьяна, Н.П. Крылова, К.С. Петрова-Водкина и других.
В.В. КАНДИНСКИЙ ( 1866-1944 )
Композиция No 7. 1913. Холст, масло. 200x300. Фрагмент
|
Ярко представлено и искусство молодого русского авангарда 1910-х годов,
особенно самой популярной его группировки "Бубновый валет", - П.П. Кончаловский,
И.И. Машков, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк, А.В. Куприн и примыкавшие поначалу к ним
М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, В.В. Кандинский, К.С. Малевич. Подавляющее
большинство работ представителей русского авангарда - В.В. Кандинского,
К.С. Малевича, М.З. Шагала и других поступило в Третьяковскую галерею уже
после 1918 года из Государственного музейного фонда, с выставок, из
мастерских, из частных собраний Искусство "развитого" авангарда 1920-х годов,
искусство эпохи становления и развития социалистического реализма 1930-1950-х
и последующих годов. Искусство послевоенного периода, нового авнгарда,
модернизма и постмодернизма - составляет основу постоянной экспозиции
Третьяковской галереи на Крымском валу. Обе экспрозиции тесно между собой
связаны, одна продолжает другую, создавая максимально полную и широкую картину
развития отечественного искусства от его истоков до наших дней.
Музей открыт для посетителей: ежедневно с 10 до 20 часов, кроме понедельника. (Кассы работают с 10.00 до 18.30)
Адрес музея: Лаврушинский переулок, д.10.
Проезд: Mетро с."Третьяковская".
Телефон для справок: (095) 953-5223, 230-1362.
Факс: 951-1051.
WWW: httt://www.tretyakov.ru
E-mail: m281@mail.museum.ru
|