[ENGLISH VERSION]
Музей А. Н. Скрябина
В конце 1890-х годов, в преддверии нового столетия, русская музыка обогатилась творениями ярко одаренного художника Александра Николаевича Скрябина, привлекшего к себе внимание современников разносторонностью интеллектуально-художественных интересов. Это был композитор-новатор, расширивший горизонты музыкального искусства, музыкант-поэт, музыкант-философ, утверждавший в своем творчестве идеалы добра, света, всеобщего человеческого братства.
Своеобразие творческой личности этого художника тесно связано с революционными событиями в русской жизни начала XX века.
Центральный образ музыки Скрябина - это титан Прометей, дерзнувший, как гласит древний прекрасный миф, похитить небесный огонь богов и дать его смертным. И сегодня людям близок этот образ, близка музыка Скрябина, прославляющая могущество творческого духа человека.
Кабинет. Уголок с роялем |
А. Н. Скрябин родился 25 декабря 1871 года. Многое способствовало стремительному развитию дарования Скрябина: занятия у одного из лучших московских педагогов Н. С. Зверева и общение с его талантливыми воспитанниками, среди которых был и С. В. Рахманинов, учеба в Московской консерватории у высокоодаренных музыкантов, как С. И. Танеев (контрапункт) и В. И. Сафонов (фортепиано).
В начале 1900-х годов Скрябин обратился к научно-философским трудам. Он серьезно изучает произведения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, К. Фишера. Все больше захватывает Скрябина мысль внести в свою музыку программный философский элемент.
1904-1910 годы - период колоссального взлета творческого гения Скрябина. В это время он выступает радикальным новатором музыкального искусства, главным образом в области гармонии: отказывается от традиционной мажоро-минорной тональной системы и переходит к сложным многосоставным гармониям.
Со второй половины 1900-х годов творчество Скрябина получило широчайшее признание. Его музыку исполняют самые выдающиеся дирижеры и пианисты той эпохи: С. А. Кусевицкий, А. И. Зилоти, Э. Купер, В. Менгельберг, А. Никиш, Г. Вуд, К. С. Сараджев, К. Н. Игумнов и др. Расширяется круг музыкальных знакомств Скрябина и "география" его концертных поездок. В сезоне 1906/07 года он гастролировал в США, где исполнял свои фортепианные произведения, а симфоническими дирижировал его товарищ по консерватории М. А. Альтшулер, создавший в Америке Русский симфонический оркестр.
Кабинет |
Творчество Скрябина посвящено всецело инструментальной музыке - фортепианной и оркестровой. Им созданы многочисленные прелюдии, этюды, поэмы, экспромты, мазурки, вальсы; три симфонии, фортепианный концерт, "Поэма экстаза", "Прометей". Большинство произведений Скрябина имеют программу, которая трактуется композитором чаще всего как воплощение в музыке процесса сотворения прекрасного солнечного мира, где царит радость, духовная свобода.
На родине композитора, в любимой им Москве, в доме, в котором прошли последние годы жизни, существует центр, где все, кому дорога музыка Скрябина, смогут увидеть и услышать все, что имело отношение к его духовному миру и творчеству. Здесь полностью сохранена подлинная обстановка квартиры Скрябина.
Двери музея всегда открыты: днем сюда приходят посетители и музыканты - русские и зарубежные, вечером из концертного зала раздаются звуки скрябинской музыки.
Войдем же и мы в Музей А. Н. Скрябина, в квартиру на втором этаже красивого особняка по Большому Николо-Песковскому переулку. Высокие двустворчатые двери ведут в святая святых рабочий кабинет композитора. Рояль фирмы "Бехштейн", книги и картины сразу создают ту атмосферу, в которой мечтал и творил композитор. Большой оригинальной формы письменный стол и кресло были привезены Скрябиным (как и многое из обстановки) из Брюсселя в 1912 году. На столе лампа, бювар, фотографии детей Скрябина от второго брака - Ариадны, Юлиана и Марины. Там же стоит световой аппарат, сделанный по заказу и по модели Скрябина физиком А. Мозером специально для исполнения симфонической поэмы "Прометей" - первого
Световой аппарат А. Мозера |
светомузыкального произведения. Он представляет собой деревянный круг с двенадцатью лампочками: семь расположены в последовательности чередования цветов спектра, а пять дополнительных соединяют крайние спектральные цвета, образуя переход от фиолетового в красный, розовый, розово-красный и т. д. В музыкальном отношении этому кругу соответствует квинтовый круг: красный - до, оранжевый - соль, желтый - ре и т.д.
У центральной стены находится большой застекленный шкаф, в котором собраны личные книги Скрябина. Это, главным образом, труды по философии, этике, эстетике, естественным наукам, сборники поэзии.
Налево от входной двери- серия фотографий Скрябина, его друзей и родных. На групповом фото изображены педагог Н. С. Зверев и его ученики, среди которых - Скрябин и Рахманинов. Здесь представлены также фотографии поэта Ю. Балтрушайтиса и канадского пианиста А. Лалиберте. Центром кабинета является большой рояль фирмы "Бехштейн", подаренный Скрябину фирмой в 1912 году. За этим инструментом композитором были созданы последние произведения: Сонаты N 8, 9, 10; Две поэмы, соч. 69, Два танца ("Гирлянды" и "Темное пламя") и др..
Из кабинета дверь ведет в гостиную. Гостиная убрана богаче других комнат, так как предназначалась для приема именитых гостей. Стены ее украшены двумя большими картинами в золоченых рамах: "Юпитер и нимфа Ио" и "Купальщица", Это копии с картин итальянского художника А. Корреджо, выполненные Н. П. Щетининым. У правой стены стоит звукозаписывающий аппарат - фонола, подобный
Гостиная |
тому, на котором в 1906 году немецкая фирма "Хупфельд" впервые записала игру Скрябина.
У левой стены стоит рояль фирмы "Беккер" - подарок Скрябину от М. П. Беляева, полученный музыкантом вскоре после окончания консерватории. Позади рояля на консоли находится бюст Скрябина работы известного скульптора С. Н. Судьбинина, выполненный в 1908 году по заказу знаменитого дирижера и издателя С. А. Кусевицкого.
Гостиная соединяется анфиладой со столовой, где Скрябин любил отдыхать. В столовой много предметов, подаренных Скрябину в разное время: фаянсовая вышитая дорожка на обеденном столе, панно-аппликация в египетском стиле. Особенно интересна хрустальная с серебром ваза работы Фаберже, выполненная в виде старинного русского корабля-ладьи с символической фигурой легендарного певца и гусляра Бояна. Эту вазу подарили Скрябину москвичи в день премьеры "Поэмы экстаза" 21 февраля 1909 года.
Длинный коридор ведет нас к комнате Л. А. Скрябиной (ранее комната сына композитора Юлиана) и к спальне композитора (угловая комната). Обстановка спальни так же скромна, как и всей квартиры. У стены - стеклянный шкаф, в котором хранится фрак Скрябина и цилиндр с инициалами А. С., далее кровать, застланная покрывалом, рядом козетка и столик, на котором стоит деревянная шкатулка с письменными принадлежностями.
Прощаясь с Музеем А. Н. Скрябина, покидая комнаты, озаренные духом скрябинского гения, мы невольно вспоминаем строки В. Брюсова, посвященные великому композитору:
Металл мелодий он посмел расплавить
И в формы новые хотел излить.
Мечтал о высшем: Божество прославить
И бездны духа в звуках озарить.
Адрес музея: Москва, Николопесковский Б. п.,11
Телефон: 241-19-01
|