Моск. время: 03:58 26-04-2024 Friday

Исторический музей

Исторический музей

Разделы

Достопримечательности
Музеи
Театры
Концертные залы
Банки
Магазины
Защита потребителя
Трудоустройство

Наши сервисы

Регистрация
Новости сервера
Наши рейтинги
Реклама
Голосования
Наши кнопочки
Забыли пароль?

Виртуальные побратимы

Черноголовка
Ростов-на-Дону
Новосибирск
Ижевск сегодня
Курск
Саранск online

Архивы сайта

  • Выставки и новости музеев
  • Новости театральной жизни
  • Музыкальные новости
  • Клубные новости
  • Новости кино
  • Вкусные новости
  • Новости Сервера
  • Новости Сервера
  • Объявления - Автотранспорт
  • Объявления - Трудоустройство
  • Объявления - Недвижимость
  • Объявления - Бытовая техника
  • Объявления - Спорт, туризм
  • Все Объявления
  • Карта Сервера
  • Рекламная пауза

    Оборудование: хлеборезка, купить в Москве компания CRV bakery.


    Музей-квартира Н. С. Голованова


    Ф. Захаров
    Портрет Н.С.Голованова
    1923 г.Холст, масло

    Облик Голованова - дирижера ярок и чрезвычайно индивидуален. Это, несомненно, один из наиболее ярких и типичных представителей русской дирижерской школы.

    Н. П. Аносов


       Принято считать, что искусство музыканта уходит вместе с его кончиной. Однако великие художники - самородки, а к ним, несомненно, можно причислить и выдающегося советского дирижера Н. С. Голованова ( 1891 - 1953), продолжают жить в памяти народной. Свидетельство тому - созданный в 1969 году по распоряжению Министерства культуры СССР на основе его наследия Музей - квартира Н. С. Голованова. Он был открыт для посетителей в 1974 году как филиал Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки.

       В доме по улице Неждановой Николай Семенович Голованов поселился в 1935 году и прожил до самой смерти. Здесь протекал наиболее плодотворный период его многогранной творческой и музыкально - общественной деятельности. Интенсивный творческий труд дирижера был удостоен высших наград, получил широкое всенародное признание.

       Богатейший архив дирижера: рукописи, документы, письма, афиши, фотографии, его обширная библиотека с собранием партитур, превосходная коллекция произведений русской живописи и скульптуры, прикладного искусства, многочисленные грамзаписи постоянно привлекают посетителей.

       За годы работы эта творческая лаборатория мастерства выдающегося музыканта - художника превратилась в один из очагов музыкальной культуры. Здесь изучается история дирижерского искусства; для широкой общественности: рабочих и служащих, учащихся и студентов - любителей музыки всех возрастов, а также для музыкантов - профессионалов проводятся экскурсии, беседы, лекции, встречи с дирижерами, оперными певцами, музыкантами - исполнителями, композиторами...

       В экспозиционной комнате представлены материалы, позволяющие проследить биографию и основные этапы многогранной творческой деятельности Н. С. Голованова - оперного и симфонического дирижера, художественного руководителя музыкальных театров, композитора, педагога, ансамблиста, музыкального общественного деятеля.

       На почетном месте находятся фотографии родителей Николая Семеновича. Его отец, Семен Яковлевич, в последние годы жизни тяжело болел, и все заботы по содержанию семьи пали на плечи матери, Елизаветы Тимофеевны. Недостаток средств отчасти и послужил причиной того, что родные решили отдать маленького Колю в Си нодальное училище, где воспитанники жили на полном пансионе. Обладая музыкальными способностями и красивым голосом, мальчик успешно выдержал вступительные испытания и был принят в училище по конкурсу. Под руководством выдающихся наставников - знаменитых хоровых дирижеров Н. М. Данилина, П. Г. Чеснокова, композиторов А. Д. Кастальского, В.С.Калинникова - проходили годы интенсивного обучения в училище (1900 - 1909). Они дали Голованову творческую закалку, научили быть требовательным к себе, приучили постоянно трудиться.


    Кабинет Н. С. Голованова

       Получив разностороннее общее и музыкальное образование. Голованов поступает в Московскую консерваторию. Одновременно его приглашают на преподавательскую работу в Синодальное училище.

       Успешно завершились пять лет учебы в консерватории. Многое дало ему общение с С. В. Рахманиновым, в частности, работа над его духовными сочинениями, дирижерский дебют с Литургией в 1911 году, с М. М. Ипполитовым - Ивановым , с А. Д. Кастальским.

       В центре одной из витрин находится клавир дипломной консерваторской работы Н. С. Голованова - оперы - кантаты "Принцесса Юрата", за которую он был удостоен золотой медали и звания свободного художника, а его имя было занесено на мраморную Доску почета в фойе Малого зала консерватории. Рядом - диплом об окончании Московской консерватории, подписанный выдающимися музыкантами той эпохи, представителями московской музыкальной школы. Они не ошиблись - Н. С. Голованов стал достойным преемником отечественной музыкальной культуры, впитав лучшие традиции работавших в свое время в консерватории П. И. Чайковского и Н. Г. Рубинштейна, С. И. Танеева и А. Н. Скрябина. В. И. Сафонова и А. Б. Гольденвейзера и многих других музыкантов.

       С 1915 года деятельность Голованова была связана с Большим театром. Многогранный мир оперного искусства нашел в его лице преданного пропагандиста русской музыкальной классики. Оперное дело настолько захватило Голованова, что постепенно вытеснило его обширные композиторские планы. Непосредственное общение с талантливыми певцами, художниками, музыкантами, коллективами хора и оркестра определило его дальнейшую творческую судьбу.

       Ряд фотографий запечатлел Н. С. Голованов вместе с К. С. Станиславским: на занятиях в оперном классе, за дружеской беседой, на отдыхе. Это не случайно: в 1919 году Голованов возглавил музыкальное руководство оперной студией Станиславского. Непосредственное общение со Станиславским в работе дало дирижеру, как он неоднократно отмечал, понимание "реализма оперного спектакля". В экспозиции представлены фотографии сцен из народных музыкальных драм М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина". Именно в интерпретации Голованова эти постановки стали шедеврами Большого театра.

       Программы оперных спектаклей и афиши прежних лет напоминают о мастерском исполнении Головановым эпических полотен Глинки и Бородина, равно как и проникновенной оперной лирики, а также полных драматизма симфонических шедевров Чайковского и Рахманинова. В совершенстве изучив специфику и все тонкости оперы. Голованов был не только дирижером, но и талантливым сорежиссером своих спектаклей.


    Кабинет Н. С. Голованова
       На фотографиях мы видим Голованова рядом с выдающимися композиторами и музыкантами, в окружении певцов и актеров, художников и режиссеров. Это была та творческая среда, которая питала и формировала дирижера. "Собранием автографов" можно назвать бесчисленные фотографии с дарственными надписями - от Ф. И. Шаляпина и Л. В. Собинова, Н. А. Обуховой и А. С. Пирогова, Н. Д. Шпиллер, М. П. Максаковой... В теплых словах, адресованных дирижеру, артисты выражают свое восхищение искусством Голованова, признательность и благодарность за его исключительную требовательность и принципиальность в работе.

       Годы войны - особая страница в биографии дирижера. Голованов не покидал Москвы. Эвакуировав в тыл Большой симфонический оркестр радио, которым он руководил с 1937 года, дирижер из оставшихся в Москве музыкантов 2 ноября 1941 года создает новый симфонический коллектив, который уже 5 ноября выступает по радио с концертом. В дальнейшем многочисленные выступления этого оркестра под управлением Голованова сыграли огромную роль в поддержке и утверждении морально - патриотического духа советского народа.

       Посетители Музея - квартиры имеют редкую возможность услышать голос Н. С. Голованова. В магнитофонной записи звучит его радиобеседа "О роли дирижера".

       Кабинет Н. С. Голованова - центральная комната мемориальной экспозиции музея. Здесь возникали замыслы, намечались творческие планы, созревали художественные концепции выдающегося дирижера.

       На портрете работы художника Федора Захарова (1923) Н. С. Голованов изображен за пультом Большого театра. Рабочий стол Голованова не случайно окружен изображениями выдающихся музыкантов, в том числе и современников дирижера. Все они были близки ему по духу. На концертах одних он учился (А. Никиш, В. И. Сафонов, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин), с другими работал (В. И. Сук, С. А. Кусевицкий, Э. А. Купер, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова).

       В квартире Голованова много прекрасных картин и предметов быта. Почетное место занимает скульптурное изображение А. С. Пушкина. Эта работа, выполненная в манере быстрого наброска, отличается выразительностью, остро подмеченными особенностями облика поэта. В творчестве Голованова многое связано с именем Пушкина. В экспозиции представлен том избранных сочинений поэта, который был подарен ученику IV класса Николаю Голованову "за отличное поведение и очень хорошие успехи". Стихи Пушкина вдохновляли Голованова на создание романсов, составивших цикл "Пушкиниана".

       В Большом театре он дирижировал операми по пушкинским произведениям, такими, как "Руслан и Людмила" Глинки, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Чайковского, на радио - "Алеко" Рахманинова.


    Столовая
       Николай Семенович был страстным пропагандистом сочинений С. В. Рахманинова ( портрет композитора находится над мемориальным столом). С великим музыкантом Голованов неоднократно общался еще в пору своей работы с Синодальным хором.

       В собрании Голованова немало работ, посвященных миру театра. Внимание посетителей привлекает портрет балерины Ольги Спесивцевой кисти художника С. Сорина. Поэтичной одухотворенностью, обаянием женственности, хрупкостью и чистотой веет от этой картины.

       Другим художником, которого глубоко почитал и с которым общался Голованов, был М. Нестеров. Портрет Елены Праховой, невесты художника, явился в дальнейшем эскизом к росписи Владимирского собора в Киеве ("Св. Варвара"), для Голованова же это изображение стало прообразом облика девы Февронии из оперы Н. Римского - Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже".

       В этой комнате собирались друзья, единомышленники Голованова. За чашкой чая шли непринужденные беседы, а порой и горячие споры о творческих планах музыкантов, о путях дальнейшего развития оперного искусства. Скульптуры и картины, "населяющие" малую гостиную, словно раздвигают пространство и создают исполненную красоты и уюта атмосферу для творчества.

       Центральное место в экспозиции, напротив окон, занимает полотно К. Юона "В Сергиевом Посаде". Оно привлекает праздничным колоритом - в нем художник прославляет жизнь, радость бытия. Голованов не раз отмечал, что картины помогают ему лучше постичь художественные замыслы композиторов, дают ощущение прозрачности и плотности оркестрового письма.


    Столовая
       Разносторонняя натура Голованова - энергичная, находящаяся в постоянном творческом поиске, проявилась в широте его интересов. В столовой (ныне читальный зал Музея - квартиры) размещены собранные им работы выдающихся художников, скульпторов, мастеров прикладного искусства; старинные книги.

       В изящной горке французской работы экспонируется небольшая часть головановского собрания древностей. Особую ценность представляет Голова фараона (II тыс. до н. э.. Среднее царство, Египет). Поражает мастерство древнего скульптора в передаче характера изображаемого, выразительность черт изваянного в граните лица.

       Внимание посетителей привлекает большое полотно В. Верещагина "Мавзолей Тадж - Махал в Индии". Напротив - виды Венеции, города, где не раз бывал Голованов. Художники разных поколений в различной творческой манере изобразили эту жемчужину Адриатики. Картина И. Айвазовского "Ночь в Венеции" - своего рода живописный ноктюрн. А висящее рядом небольшое полотно В. Поленова "Венеция. Канал" (1897) подобно торжественному аккорду, славящему солнце, радость человеческого бытия.

       "Титаном дирижерского искусства" назвал Николая Семеновича Голованова Е. Ф. Светланов. "Богатырем русской земли", "художником богатырского склада" величали его в рецензиях. Таким остался он в своих делах, таким продолжает жить в своих многочисленных звукозаписях, которые постоянно звучат в его квартире, - ныне музее, открытом для каждого, кто желает приобщиться к великим духовным сокровищам нашего народа.

    Адрес музея: Брюсов переулок., 7
    Телефон: 229-70-83

    День за днем

    Анекдоты :-)
    Афиша
    Карта Москвы
    Поздравляем